2022 Региональная опорная площадка

Региональная опорная площадка по реализации основных направлений воспитательной работы в системе дошкольного образования на базе СП «Детский сад №13» г.о. Отрадный Самарской области «Развитие и поддержка инициативы и самостоятельности старших дошкольников в процессе фиксации опытов и экспериментов»

 (Приказ МОиН СО №642-од от 22.12.2021 г.)

 

«ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМ»

Наш девиз:

Наша главная задача – это воспитание,

И развитию детей уделим внимание.

Опыты, эксперименты, новые открытия,

Ежедневно ждут всех нас яркие события!

Информационная карта проекта

Полное название
«Развитие и поддержка инициативы и самостоятельности старших дошкольников в процессе фиксации опытов и экспериментов»
Участники
Педагогический коллектив, дети и родители СП «Детский сад №13» г.о. Отрадный
Территория, представившая проект
Самарская область г. Отрадный
Название проводящей организации
Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области  гимназии «Образовательный центр «Гармония» городского округа Отрадный «Детский сад №13»
Цель проекта
Апробация и внедрение метода фиксации опытов и экспериментов в сферу воспитательно-образовательного процесса ДОО для развития инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Задачи проекта
1. Определить и обеспечить условия для реализации  системы воспитательно-образовательной работы по организации фиксации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и реализовать систему работы по организации фиксации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Создать условия для развития самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую поддержке детской инициативы и самостоятельности.
5. Повысить уровень информационной компетентности педагогов и родителей по вопросам развития инициативности и самостоятельности детей.
Принципы
      Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
      Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.
      Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.
      Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.
      Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.
      Принцип тесного взаимодействия воспитателя со специалистами ДОО и родителями воспитанников.
Сроки проведения
Январь 2022 — Декабрь 2022

Работа площадки направлена на апробацию основных способов фиксации

1.Ментальные способы – это фиксирование сделанного и увиденного в памяти ребенка: составление рассказа о наблюдаемом объекте или явлении, сравнение наблюдаемого объекта с ранее знакомыми объектами.
2.Графические способы:
— использование готовых форм (картинок, фотографий, схем, объемных изображений объекта, циферблатов, записей звука и т.д.);
— изобразительные способы (зарисовывание, схематическое зарисовывание, обведение, использование условных знаков, планы-схемы, рисунки-прогнозы, фотографирование);
— письменные способы (запись рассказа ребенка или запись наблюдений самими детьми (1-2 слова).
3.Практические способы:
— фиксация натуральных объектов (создание гербариев, сбор коллекций, создание музеев);
— фиксация времени протекания эксперимента;
— фотографирование, аудиозапись, видеосъемка.

Экспериментальная деятельность с детьми  планируется и организуется по 4 взаимосвязанным блокам:

1 блок — «Неживая природа»: «Вода, лед и снег», «Воздух вокруг нас», «Песок, глина, почва, камни».
2 блок — «Живая природа»: «Человек», «Растения», «Животные» (дыхание, питание, развитие, размножение, строение, значение, функции и их приспособления к окружающей среде).
3 блок — «Физические явления»: «Электричество», «Магниты, магнетизм».
4 блок — «Рукотворный мир»: «Свойства материалов».

Мы планируем:

— Создание и ведение индивидуальных дневников фиксации опытов и экспериментов «Дневник любознайки».
— Создание фото-вернисажа «Эксперименатриум» в холле ДОО.
— Оформление фото-стендов «Чудеса опытов и экспериментов».
— Создание стендов фиксации опытов и экспериментов.
— Запись видеороликов «Экспериментируем дома».

В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование – это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!